Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!

Правила оформления исследовательских работ

Дата: 25 ноября 2015 в 14:55, Обновлено 24 октября 2017 в 08:38
Автор: РУДАЯ Н. В.

ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении районного этапа республиканского  конкурса научных биолого-экологических работ учащихся учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи

1. ОРГАНИЗАТОР:

отдел образования, спорта и туризма Волковысского районного исполнительного комитета;

государственное учреждение «Волковысский районный учебно-методический кабинет»;

государственное учреждение образования «Волковысский районный эколого-биологический центр детей и молодежи».

2. ЦЕЛЬ:

развитие научно-исследовательской деятельности как эффективного средства повышения качества образования и всестороннего развития личности учащихся учреждений общего среднего образования и учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

3. ЗАДАЧИ:

обеспечение интеграции образовательного процесса и научной деятельности учащихся в учреждениях общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи;

создание условий для реализации способностей учащихся и стимулирование научно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с приоритетными биолого-экологическими направлениями развития фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Беларусь;

содействие активному привлечению учащихся, способных к научно-исследовательской деятельности в научную и образовательную сферы Республики Беларусь;

создание эффективного механизма отбора учащихся при формировании команд для участия в областных, республиканских, международных олимпиадах, конкурсах, слетах и конференциях биолого-экологической направленности;

стимулирование деятельности педагогических коллективов учреждений образования по развитию способностей одаренных учащихся;

совершенствование форм работы предметных и научных объединений, факультативов, других форм внеклассной биолого-экологической работы с талантливой молодежью.

4. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА:

учащиеся учреждений общего среднего образования и дополнительного образования  детей и молодежи в возрасте от 14 до 17 лет.

5. УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ

На Конкурс представляются опыты и исследования эколого-биологической направленности (работу защищает один учащийся).

Тематика исследований ограничивается следующими направлениями:

изучение и сохранение биологического разнообразия, природных биоценозов;

решение локальных и региональных экологических проблем;

разработка и внедрение перспективных биологических и экологических технологий, методов практического использования;

другие актуальные проблемы современной биологии и экологии и новые биологические дисциплины и направления на границах смежных наук.

Участники Конкурса должны владеть методикой опыта, исследования, наглядно в графиках, диаграммах, схемах, таблицах продемонстрировать свою работу по опыту, исследованию. К дневникам опытов и исследований прилагаются дополнительные материалы (гербарии, натуральные экспонаты, снопковый материал, коллекции, фотомонтажи, мультимедийные презентации и т. д.)

Каждая работа может быть представлена только в одной секции в соответствии с темой исследования.

Время выступления каждого участника Конкурса - не более 10 минут (7 минут на доклад результатов и 3 минуты для ответов на вопросы). Жюри вправе остановить доклад участника Конкурса, превысившего установленный регламент.

6. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТ

К участию в Конкурсе принимаются работы на одном из государственных языков Республики Беларусь.

Текст работы, представляемой на Конкурс, должен быть четко структурирован и содержать следующую информацию по разделам:

титульный лист – официальное название учреждения образования, которое представляет работу (согласно уставу); название работы; фамилия, имя, отчество автора полностью, без сокращений; место учебы автора и класс; фамилия, имя, отчество научного руководителя, его место работы и должность; внизу страницы (по центру) указывается название населенного пункта и год;

введение – краткое обоснование, в котором раскрывается изучаемая проблема, ее актуальность, значимость, цели и задачи (объем введения 1-2 страницы);

литературный обзор – в виде отдельной главы, в которой приводится анализ литературных данных по изучаемой или решаемой проблеме, в конце литературного обзора приводится краткое заключение с обоснованием места и значения представляемой работы среди уже существующих сведений и разработок, объем раздела может составлять 2-3 страницы;

материалы и методы – глава, в которой дается описание объектов и предметов исследования, указываются все используемые методы с обязательными ссылками на источники; если в работе представлена собственная разработанная методика, то дается ее подробное описание; объем раздела не более 1-2 страницы;

результаты и их обсуждение – оформлены в одну или несколько глав, представляются основные результаты работы и их анализ и обсуждение; объем раздела не более 7-10 страниц;

выводы либо заключение – раздел, где лаконично изложены основные научно-значимые и прикладные результаты работы; объем раздела не более 1-2 страниц;

список литературы – приводятся все источники, использованные в ходе работы, включая электронные и Интернет-ресурсы; на все источники должны быть ссылки в тексте работы, оформленные открытым (Автор, год) или закрытым [номер в списке] способом;

приложение (по необходимости) – приводятся сопутствующие материалы, необходимые для представления результатов работы, но не являющиеся ее презентацией.

Работа представляется в виде печатного документа (рукопись работы) в формате .doc, .docx, созданного в приложении Microsoft Word. Текст документа должен быть набран шрифтом Times New Roman, кегль 12, одинарный междустрочный интервал, абзацный отступ 1,25 см. Поля страницы: верхнее и нижнее по 2 см, левое 3 см, правое 1,5 см. Объем документа не должен превышать 20 страниц без учета приложений.

Работы большего объема, а также не соответствующие техническим требованиям, не рассматриваются.

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Каждый член жюри индивидуально оценивает работу по следующим критериям:

методическая и научная грамотность (полнота и логическая последовательность изложения материала);

оригинальность идеи (творческий подход к решению проблемы, нестандартность);

решение поставленных задач;

значимость полученных результатов (научная и практическая);

свободное владение темой (свободное ориентирование в специальной терминологии выбранной области исследования, умение грамотно отвечать на вопросы по теме исследования).

Максимально возможное количество баллов по каждому критерию – 10.

Общее максимальное количество баллов за все критерии – 50.

На основании итогового результата составляется рейтинг участников и определяются победители Конкурса в каждой секции.

Решение жюри Конкурса является окончательным, апелляция и изменение результатов Конкурса после подведения итогов не предусмотрены.

Оценочные ведомости являются внутренним документом Конкурса и не подлежат оглашению.

Жюри оставляет за собой право не присуждать участникам Конкурса призовых мест в случае низкого качества представленных работ.

На областной этап направляются команда из числа победителей районного этапа Конкурса (не более 3 человек).

8. НАГРАЖДЕНИЕ

Победители Конкурса награждаются дипломами отдела образования, спорта и туризма Волковысского районного исполнительного комитета.

В каждой из номинаций устанавливается следующее количество призовых мест:

1-е место – одно;

2-е место – одно;

3-е место – два.

   

   Правила оформления исследовательских работ

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. К элементам исследовательской деятельности относятся:

Научно-исследовательская деятельность - это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно–исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитее у них исследовательского типа мышления.

1. Объектная область, объект и предмет.

Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Её составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине ( например в области экономики, филологии, естественных наук).

Объект исследования - это определённый процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию( можно предложить проблемму, которая не охвачена школьной прграммой, но дополняет и уточняет изученный в школе материал).

Объект это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность(более конкретная узкая область исследований).

Предмет исследования это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов связей, отношений в конкретной области объекта). Предмет исследования определяет тему работы.

2.Тема, проблема и актуальность исследования.

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определённом аспекте, характерном для данной работы.

Основные критерии выбора темы:

* желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный момент, но и на перспективу;

* очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения «мастер - ученик»;

* тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование работы.

3. Определение гипотезы.

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

    * быть проверяемой;

    * содержать предположение;

    * быть логически непротиворечивой;

    * соответствовать фактам.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так как...»; «при условии что...», т. е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

4. Цель и задачи исследования

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций. Формулировку цели исследования также можно представить различными способами, традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них.

Можно поставить целью:

выявить…;установить...; обосновать...; уточнить...; разработать....

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

5. Проведение научного исследования

Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап), аналитический, рефлексивный этап. На заключительном этапе целесообразно продумать способ представления результатов своего исследования на школьную, районную конференции, отработать формы представления в виде напечатанной работы, тезисов, электронной  презентации, осмыслить возможные рекомендации по практическому применению результатов, т. е. спланировать внедренческий этап исследования.

6. Оформление научно-исследовательской работы

Принято считать, что оформление - незначительный, чисто формальный этап создания печатной статьи научного исследования. На самом деле это не так. Оформление результатов исследования - один из самых трудоемких этапов работы.

Текст работы, представляемой на Конкурс, должен быть четко структурирован и содержать следующую информацию по разделам:

титульный лист – официальное название учреждения образования, которое представляет работу (согласно уставу); название работы; фамилия, имя, отчество автора полностью, без сокращений; место учебы автора и класс; фамилия, имя, отчество научного руководителя, его место работы и должность; внизу страницы (по центру) указывается название населенного пункта и год;

введение – краткое обоснование, в котором раскрывается изучаемая проблема, ее актуальность, значимость, цели и задачи (объем введения 1-2 страницы);

литературный обзор – в виде отдельной главы, в которой приводится анализ литературных данных по изучаемой или решаемой проблеме, в конце литературного обзора приводится краткое заключение с обоснованием места и значения представляемой работы среди уже существующих сведений и разработок, объем раздела может составлять 2-3 страницы;

материалы и методы – глава, в которой дается описание объектов и предметов исследования, указываются все используемые методы с обязательными ссылками на источники; если в работе представлена собственная разработанная методика, то дается ее подробное описание; объем раздела не более 1-2 страницы;

результаты и их обсуждение – оформлены в одну или несколько глав, представляются основные результаты работы и их анализ и обсуждение; объем раздела не более 7-10 страниц;

выводы либо заключение – раздел, где лаконично изложены основные научно-значимые и прикладные результаты работы; объем раздела не более 1-2 страниц;

список литературы – приводятся все источники, использованные в ходе работы, включая электронные и Интернет-ресурсы; на все источники должны быть ссылки в тексте работы, оформленные открытым (Автор, год) или закрытым [номер в списке] способом;

приложение (по необходимости) – приводятся сопутствующие материалы, необходимые для представления результатов работы, но не являющиеся ее презентацией.

Работа представляется в виде печатного документа (рукопись работы) в формате .doc, .docx, созданного в приложении Microsoft Word. Текст документа должен быть набран шрифтом Times New Roman, кегль 12, одинарный междустрочный интервал, абзацный отступ 1,25 см. Поля страницы: верхнее и нижнее по 2 см, левое 3 см, правое 1,5 см. Объем документа не должен превышать 20 страниц без учета приложений.

Особый статус имеет такая рубрика научного текста, как приложение.

Приложение - это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии Документов, статистические материалы и т. п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.

Основные требования при оформлении приложений можно формулировать так:

* размещаются после библиографического списка;

* в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;

* каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Еще одна особая часть основного текста - это примечания.

Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:

    * в круглых скобках;

    * подстрочно (оформляются как сноски);

    * после параграфов или глав.

Что может быть примечанием?

    * Определение терминов или устаревших слов.

    * Справочная информация о лицах, событиях, произведениях.

    * Перевод иностранных слов и предложений.

    * Пояснения основного текста.

    * Примечания помещаются в основной текст в виде сноски.

Иллюстрации к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности.

Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице.

Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных.

Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.

При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном

соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник.

Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако, исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его работу и не прибавляет ей значимости.

Кроме формальных особенностей представления материала исследователю следует подумать над тем, каким языком будут изложены результаты его работы. Удачное изложение и грамотный литературный язык сами по себе уже являются немалым достоинством и способны подчеркнуть наиболее удачные ее моменты. Особенно это важно на заключительном этапе исследования - его защите.

7. Защита результатов исследования.

Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5-7 минут. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 минуты, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.

Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика - залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.

Первая часть, по сути, кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Для того чтобы ваш доклад вызвал интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории, вот некоторые из них: вы можете начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.

Во второй части, самой большой по объему, нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому после краткого изложения содержания глав реферата отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой работы, это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые вами результаты исследования. При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату по теме реферата известного ученого. Особое внимание обратите на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям. Но использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежения к использованию образных сравнений, контрастов, необычных фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.