Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!

Материалы семинара для ответственных за благоустройство и озеленение территорий учреждений общего, специального и дополнительного образования-2017"

Дата: 11 апреля 2017 в 17:14, Обновлено 12 октября 2017 в 16:49
Автор: РУДАЯ Н. В.

Номинации конкурсов

https://content.schools.by/rebc-volkovysk/library/Розарий_d70zDSE.pptx

https://content.schools.by/rebc-volkovysk/library/Садовый_креатив.pptx

https://content.schools.by/rebc-volkovysk/library/сенсорный_сад.pptx

http://https://content.schools.by/rebc-volkovysk/library/Сад_4_Сезона.pptx

Лучшие конкурсные работы 2015-2016

https://content.schools.by/rebc-volkovysk/library/контейнерный_сад_Гнезно.docx

https://content.schools.by/rebc-volkovysk/library/Парадный_цветник_Гнезно.docx

https://content.schools.by/rebc-volkovysk/library/Там_дзе_я_жыву.pptx

http://https://content.schools.by/rebc-volkovysk/library/Цвети_мой_крайЦВР.pptx

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении районного этапа республиканского конкурса по озеленению и благоустройству территорий «Украсим Беларусь цветами»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Районный этап республиканского конкурса по озеленению и благоустройству территорий «Украсим Беларусь цветами»  проводится  с целью формирования экологической культуры через создание и осуществление проектов по озеленению и благоустройству территорий.

Задачи:

формирование у учащихся знаний и умений в области ландшафтного дизайна;

привлечение учащихся к практической деятельности по созданию модельных садов в разных стилях, существующих в садово-парковом дизайне;

развитие творческих способностей учащихся средствами проектной деятельности;

содействие допрофессиональной подготовке учащихся;

обмен опытом среди учреждений образования в области ландшафт-ного дизайна.

2. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

Участниками конкурса являются:

коллективы учащихся учреждений общего среднего образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи в возрасте 11-18 лет под руководством педагога;

коллективы воспитанников учреждений дошкольного образования в возрасте 6-7 лет под руководством воспитателя.

3. ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА

отдел образования, спорта и туризма Волковысского районного исполнительного комитета;

государственное учреждение образования «Волковысский районный эколого-биологический центр детей и молодежи».

4. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА: с 3 апреля по 11 сентября 2017 г.

5. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

государственное учреждение образования  «Волковысский районный эколого-биологический центр детей и молодёжи», г. Волковыск, ул. Школьная,1.

6. НОМИНАЦИИ КОНКУРСА

Конкурс проводится по следующим номинациям «Садовый креатив», «Розарий», «Сад «Четыре сезона», «Новый дизайн», «Детская площадка».

6.1. Номинация «Садовый креатив».

Номинация предполагает создание малой архитектурной формы из природных материалов (сено, мох, ветки), гармонично вписанной в ландшафт сада.

6.2. Номинация «Розарий».

В этой номинации необходимо создать сад одной культуры, состоящий из различных групп, видов и сортов роз. Розарий может быть создан в любом стиле ландшафтного дизайна. Площадь розария не менее 9 м2.

6.3. Номинация «Сад «Четыре сезона».

Предполагает создание цветочного модуля, уголка сада, имеющего декоративный вид в любое время года. Этот модуль может включать цветники, малые архитектурные формы, дорожки, отсыпки из инертного материала, подпорные стенки, цветочные контейнеры, предназначенные для игр, обучения и отдыха. В создании цветников необходимо использовать однолетние и многолетние цветочно-декоративные растения, лиственные и хвойные деревья и кустарники. Площадь цветочного модуля не менее 10 м2.

6.4. Номинация «Новый дизайн».

Представляет собой ремонт или реконструкцию цветника. Необходимо, используя часть растений старого цветника, создать новый цветник. Допускается использование современных и перспективных видов и сортов однолетних и многолетних растений. Обязательное условие - наличие фотографии, схемы  с  экспликацией  растений  до реконструкции цветника и после.

6.5. Номинация «Детская площадка».

Эта номинация представляет собой организованную территорию, создающую благоприятные условие для общения детей с природой в городской среде. Одним из элементов какого сада должен стать «сенсорный сад», специальное обустройство которого предусматривает включение в работу всех сенсорных систем ребенка: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Такой уголок сада должен объединять три модуля: созерцательный, игровой и исследовательский.

7. ТРЕБОВАНИЯ К КОНКУРСНЫМ РАБОТАМ

В работах необходимо отразить составляющие части:

теоретическую  - обоснование выбранной идеи;

практическую  - составление и выполнение проекта;

интеллектуальную  - использование в познавательной деятельности.

Творческие отчеты должны содержать графическую часть и описание проектной части: ассортимент растений, экспликацию, условные обозначения и результаты его воплощения. Проект выполняется в цвете на формате А3. Обязательным условием является наличие презентации проекта и текста отчета на цифровых носителях (CD и DVD дисках).

8. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КОНКУРСНЫХ РАБОТ

Конкурсные работы по всем номинациям должны иметь титульный лист следующего содержания: название конкурса и номинации, полное название учреждения образования, область, район, фамилия, имя, отчество, возраст, класс авторов работы, фамилия, имя и отчество руководителя проекта, его должность, полный почтовый адрес, контактный телефон с кодом города.

9. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:

обоснование полезности данного решения идеи, оригинальность решения, сочетание с окружающим ландшафтом, простота ухода, эстетичный вид полученного огорода, видовое и сортовое разнообразие

выращиваемых культур, практическое использование в различных видах познавательной деятельности.

10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА, НАГРАЖДЕНИЕ

Итоги конкурса подводятся   12 сентября 2017 г.

Итоги конкурса будут опубликованы на сайте государственного учреждения образования «Волковысский районный эколого-биологический центр детей и молодежи».

Победители районного этапа Конкурса награждаются дипломами  отдела образования, спорта и туризма Волковысского районного исполнительного комитета.

Работы, принявшие участие в конкурсе и занявшие призовые места, будут направлены в учреждения образования «Гродненский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодёжи» для участия в областном этапе Конкурса.

Для подведения итогов конкурса организаторы формируют жюри.

Состав жюри районного этапа республиканского конкурса по озеленению и благоустройству территорий «Украсим Беларусь цветами»

Стачук С.И.

-

заведующий сектором воспитательной и социальной работы отдела образования, спорта и туризма Волковысского районного исполнительного комитета

Букляревич О.Л.

-

главный специалист сектора воспитательной и социальной работы отдела образования, спорта и туризма Волковысского районного исполнительного комитета

Лесота Е.А.

-

директор государственного учреждения образования «Волковысский районный эколого-биологический центр детей и молодежи»

Щедрова Л.И.

-

заместитель директора государственного учреждения образования «Волковысский районный эколого-биологический центр детей и молодежи»

Сцепуро М.С.

-

методист государственного учреждения образования «Волковысский районный эколого-биологический центр детей и молодежи»

Виды и стили розариев

Роза является классическим элементом современного ландшафтного дизайна. С ее помощью реализуются великолепные альпийские горки, клумбы, аркады, бордюры, перголы и прочее. Модным веянием стали шрабы – единичные мощные кусты древовидной формы. Они требуют специальной подрезки и выделения значительного личного пространства на фоне стриженного изумрудного газона. 

Стили розариев

Стили оформления розария определяются размерами цветника. Сегодня популярностью пользуются 2 стиля – регулярный и пейзажный:

Регулярный. Представляет собой клумбы правильных геометрических форм (овальные, круглые, прямоугольные). Они имеют красивую окантовку из мраморной или кирпичной крошки, гальки или щебня. При этом обязательно соблюдать правильную форму цветника. Этот стиль хорош для больших площадей. Его красивым дополнением станут газон, садовые декорации или дорожки.

Дизайн розария в пейзажном стиле формируют, не придерживаясь строгого порядка. Розы высаживаются большими группами, сочетая их сорта. Подобное решение станет оптимальным, если ваш цветник не может похвастаться большими размерами.

Видов оформления  розариев существует несколько:

Романтический. Этот цветник хорошо смотрится возле беседки. Состоит из роз нежных оттенков. В сочетании с высокорослыми растениями создает атмосферу уюта, умиротворения;

Парадный. Как можно понять из названия, это праздничные композиции с яркими цветами, зачастую – контрастными. Очень нарядно и выигрышно здесь смотрится зелень;

Обозримый с одной стороны. Подходит небольшим участкам. Как вариант – оформите его возле какой-либо стены или у забора. Например, на заднем плане разместите высокие парковые розы. Ближе к краям – среднего размера плетистые, на переднем плане – почвопокровные;

Обозримый с разных сторон. Цветы для этого розария следует сажать от центра к краям. Внутри будут самые высокие растения, окружать их нужно средними по величине розами. Завершать композицию должны низкорослые сорта;

Вертикальный. Плетистые многолетние сорта роз отлично украсят арку или беседку, со временем полностью покрыв их;

Розарий-альпинарий. Для него используют почвопокровные сорта. Они обильно цветут и неприхотливы в уходе. Розы этого типа хорошо разрастаются, поэтому из них быстро получается ароматный пестрый ковер. Красивый ансамбль получается из сочетания роз с камнями на альпийской горке;

Мобильный. Название говорит само за себя: это передвижной розарий, который можно устроить в контейнерах, вазонах. Гармонично смотрится вдоль дорожек, у входа, лучше всего на солнечном месте. Для такого цветника берите невысокие, обильноцветущие сорта роз. После посадки сделайте дренаж, не забывайте о поливе и удобрении. На зиму уберите контейнеры в отапливаемое помещение.

Как составить схему розария

При создании садов роз необходимо придерживаться некоторых основных правил. В противном случае розарий будет походить на набор отдельно взятых элементов, абсолютно не согласованных между собой. 

1.Для обустройства сада роз первоначально необходимо определиться с выбором участка под посадку. Наиболее оптимальным вариантом станет солнечное, защищенное от ветров место. Несмотря на то, что существует целый ряд теневыносливых сортов, большинство роз - светолюбивы. Недостаток естественного освещения скажется не только на их цветении, но и на развитии в целом. 

2. Определить стиль  и размер будущего цветника. Площадь, отведенная под розарий, может варьироваться на усмотрение владельца. Минимальный ее размер – от 12м2. В зависимости от этого параметра подбираются садовые группы, определяется размер кустарников. При их размещении необходимо избегать тесного соседства с доминантными растениями. 

3.На следующем предпосадочном этапе необходимо произвести планировку будущего розария с указанием всех его составных элементов.  Для начала обозначьте на схеме границы цветника.  Чтобы различные растения не мешали друг другу, определитесь с размерами и сортами. Согласно намеченному плану компоновка роз осуществляется при тщательном поборе сортов по их цветовой сочетаемости и периодам цветения.

На отдельно взятых клумбах могут размещаться группы кустов одного сорта либо двух и более. Более эффектное формирование групп достигается при подборе 3-5 кустов каждого из видов. 

Оформляя каждый из участков розария, необходимо стремиться обеспечить его максимальную красочность и непрерывность цветоносного периода. 

Сочетания роз с другими растениями

Для устранения вероятных временных перерывов композиции из роз могут быть разбавлены другими растениями. Хорошие соседи для «королевы цветов»:

  • многолетние растения – ирисы, гвоздика, барвинок, примула;
  • однолетники – анютины глазки, сальвия, бегония, дельфиния.

Красиво смотрятся розы с растениями, которые не боятся тени: хоста или гейхера. Компанию плетистым составит клематис. Для альпинария подойдут любые почвопокровные растения. В сочетании с камнями на горке в розарии выигрышно смотрятся папоротник или хвойные.

Удачное соседство с низкорослой лавандой, пурпурной гейхерой и т.д. поможет скрыть оголенную нижнюю часть куста и его неровности. 

Распределение окраса цветов может производиться как в гармоническом, так и контрастном сочетании. Особо выделяются чистосортные группы в гармонирующим цветосочетании. А вот сочетания окрасок в близком спектре считаются неудачными. Розы негармонирующих цветов можно выигрышно скомпоновать, вкрапляя между ними белые. Т.к. этот цвет подходит к любому другому. 

Хорошо смотрятся контрастные сочетания ярких сортов с кремовыми, желтыми. Но нежные тона блекнут на их фоне, поэтому их количество должно быть умеренным. На фоне ярко красных совсем не уместны, например, сиреневые. Розы с двуцветной окраской лучше высаживать отдельными группами, что не допустить цветового перенасыщения. 

Ало-малиновые розы эффектно оттеняются малиновыми либо фиолетово-малиновыми сортами. Глубину красного подчеркивают более светлые сорта. А карминно-розовые нуждаются в дополнении белыми, кремовыми, светло-желтыми тонами. Они подойдут и к оранжевым, а также к желто-красным бутонам. Лососево-розовые отлично смотрятся в сочетании с огненными, оранжевыми и вишневыми кустами. 

Как сделать розарий своими руками.

Приготовьте участок. Он должен быть солнечным, но не продуваемым, свободным от мусора, сорняков. Розы  любят хорошо дренированную почву, ни в коем случае не глинистую. Идеальный вариант – позаботиться о грунте заранее, примерно в середине лета, чтобы осенью высадить розы. Для этого перекопайте землю (ориентировочная глубина – 60 см), взрыхлите верхний слой и внесите удобрение. За 2-3 месяца получите хорошую почву, подходящую розам.

Сделайте лунки. Их глубина – примерно на 10 см больше длины корней (50-60 см), ширина – от 25 см до 1,5 м (в зависимости от сорта). Если до грунтовых вод на вашем участке – более 1 м, можете обойтись без дренажа. В ином случае на дно каждой лунки положите маленькие камни, гравий или керамзит, сверху насыпьте немного земли.

Подготовьте саженцы. Корни обрежьте до длины 30 см, поврежденные — удалите. Ту часть, которая останется над землей, укоротите до 2-3 сильных побегов. Листьев на черенке быть не должно.

Извлеките куст из контейнера или горшка и посадите, предварительно увлажнив его. Это необходимо, чтобы земляной ком не рассыпался. В зависимости от условий выращивания различают саженцы:

с закрытой корневой системой (изначально каждый росток был посажен в отдельный контейнер, в котором и вырос);

с открытой корневой системой (такие экземпляры росли в поле и были помещены в емкости непосредственно перед продажей).

Исходя из этого, есть отличия и при посадке. Кусты с закрытой корневой системой просто вертикально опускают в лунку и равномерно засыпают землей (для этого их нужно периодически встряхивать). Для саженцев второго типа следует сначала сделать в вырытой яме небольшой холмик. На него ставят куст и засыпают землей. В обоих случаях проследите, чтобы корни не загибались кверху.

После посадки уплотните почву, а верхний слой – взрыхлите. Полейте саженцы.

Правила ухода за розарием

Независимо от того, какой розарий вы предпочли (романтический или альпинарий) в течение 2-х недель после посадки не забывайте про регулярный полив кустиков. На зиму нужно окучить лунки землей (на 20-30 см) или засыпать побеги опилками, песком. Чтобы почва не пересыхала, мульчируйте ее.

Вносите органику или минеральные подкормки. Пропалывайте розы и обрезайте их летом, весной и по завершении цветения. Если прививаете растения, удаляйте дикую поросль. Своевременно формируйте кусты. Для высокорослых сортов ставьте подпорки.

                                                                     Сенсорный сад

Общепринято, что современная городская среда становится все более агрессивной, экологически неблагоприятной по отношению к детям, особенно детям, имеющим жизненные ограничения. Острота проблемы отдыха детей в городе, их социализации, отвлечения от асоциального поведения и реабилитации средствами природы, может быть снижена путем организации такого специально оборудованного природного сенсорного уголка.

Сенсорный сад - это специально организованная природная территория, создающая благоприятные условия общения детей с городской природной средой. Специальное обустройство территории предусматривает включение в работу всех сенсорных систем ребенка: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Сенсорный сад - особый городской ландшафт, предоставляет возможность для успешного развития творческих способностей детей. В саду формируются три модуля: созерцательный, игровой и исследовательский. Каждый модуль имеет свои образовательные и воспитательные задачи, в целом природа сада направлена на сохранение здоровья детей и развития их эмоционально-чувственной сферы. 

Созерцательный модуль.

Цвет-зрение:

Цвет, текстура, форма, движение, свет и тень стимулируют работу органа зрения. Контрасты этих элементов усиливают переживания чувственных восприятий.

Цвет оказывает стимулирующее воздействие на зрение, также присоединяя к этому порядок и баланс, цельность, рисунок, фокусные точки, акценты и наименование для сада. Теплые цвета - такие, как красный, оранжевый и желтый - оживляют эмоции и активизируют движения. Холодные цвета - такие, как голубой, фиолетовый и белый- имеют тенденцию умиротворять и содействуют спокойствию. Цветы являются традиционным эффективным способ привнесения цвета. Красочные плоды, листва и кора также в значительной мере увеличивают зрительную привлекательность сада.

Свето- и цветоощущения посетителей сенсорного сада обогащаются в представленных композициях цветущих растений, специально подобранных для того, чтобы период цветения продолжался с весны до глубокой осени (фото).

Для увеличения зрительного удовольствия можно включить цветовую подсветку потока воды, фонари, зеркала и зрительные шары. Мобиле и скульптуры также активизируют зрительский интерес.

Звук-слух:

Мир звуков сенсорного сада усиливает впечатления и способствует расширению восприятия. Можно просто сидеть под деревом и слушать, как ветер шелестит листьями. Из семенных коробочек некоторых растений получаются природные маракасы или звуковые шейкеры.

Звуки, издаваемые животными, оживляют чувства. Пение птиц может заполнить сад, для этих целей в саду размещаются и поддерживаются кормушки и скворечники.

Среди устройств, создающих звуковое оформление сада, находится водопад, ветряные колокола и проигрывание музыки через громкоговорители. Для работы органов слуха планируется установить ксилофоны, на ветках деревьев будут развешаны колокольчики (музыка ветра), чтобы ребята могли слышать ветер и лучше ориентироваться в пространстве.

Осязание:

Есть в парке дорожка, посыпанная камнями, глиной, песком, корой, шишками, травой и опилками. Занятия на этой дорожке развивают у детей осязание (фото).

В лабиринте из пеньков ребята учатся держать равновесие, а на клумбе "Волшебная корзина", полной растений разных цветов и запахов, учатся отличать их друг от друга (фото).

В качестве "сиденья" используются лавочки из природного материала с естественными неровностями, которые также будут способствовать обострению чувств человека (фото).

Учащимся, посещающим сад, можно дотрагиваться до растений. Удовлетворения от тактильных ощущений можно получить при касании нежных цветков, кружевных листьев, пружинистого мха, грубой коры берёз и сосен, находящихся в окружении школы (фото).

Обоняние:

Обоняние - глубоко эмоционально и ассоциативно. Благоухание сада может создать надолго запоминающееся чувственное переживание. Развитию обоняния способствует "копилка запахов", в которой собраны сильнопахнущие растения (тимьян, душица, мята, шалфей).

В игровой модуль включены сооружения для развития координации и вестибулярного аппарата детей (высокие спилы деревьев, деревянный лабиринт "крепость" (фото), дорожки равновесия, бревенчатая система для лазания) (фото). 

Исследовательский модуль предназначен для занятий организованных групп детей. Он включает территорию "размышления о природе" с кормушками и домиками для птиц (фото); солнечные часы; "зеленый класс"; высокие спилы деревьев для занятий "путешествие во времени", водопад (фото). Расширению каналов связей с природой способствует ходьба по специальной сенсорной дорожке, вымощенной естественными материалами (речным песком, галькой, гравием, щепой, шишками (фото)).

С целью получения более красочных впечатлений от сенсорного сада для посетителей готовятся различные информативные подсказки и указатели. Например, возле определенных растений расположить листовки с информацией, какие именно органы восприятия "активируются" в данном случае. Такие подсказки располагают посетителя к взаимодействию с природой. Для более подробного изучения сенсорного сада создаётся рекламная продукция с описаниями всех наиболее интересных мест с картой подразделения сада на зоны 

Рекомендации по созданию сенсорного сада 

Такие сады бывают нескольких типов. Моносады – направленные на один тип органов чувств, например на обоняние. Многофункциональные сады, они направлены сразу на несколько органов чувств.

Для развития тактильных ощущений используйте различные типы покрытия. Для дорожек используйте камни разной фракции. Частично закрепите их в бетоне, например, крупную гальку, а мелкие камни рассыпьте, не закрепляя. Еще вариант для дорожек - дорожка из секции, в которых можно сгруппировать совершенно различные материалы: кору, песок, деревянные спилы или небольшие бревнышки. Развить тактильные ощущения помогут и растения, например чистец шерстистый обладает очень приятными плюшевыми листьями, а кора бархата амурского поразит любого.

Для развития обоняния используйте цветы, деревья и кустарники. Для озеленения детских садов и яслей рекомендуется следующий ассортимент деревьев и кустарников:

деревья высотой не  более 20 м — липы мелколистная и крупнолистная, клен остролистный, ясень обыкновенный, вяз обыкновенный, береза бородавчатая, дуб красный, каштан конский, лиственница сибирская, ели колючая и обыкновенная; высотой 10—20 м— ива белая, туя западная;

кустарники высотой — сирень обыкновенная, привитая и венгерская, клен гиннала, вяз кустовой; высотой до 2,5 м — чубушник, спирея калинолистная, акация желтая; высотой 1—2 м — можжевельник сибирский, вишня песчаная, смородина черная и альпийская.

При озеленении территорий любых детских учреждений следует обязательно использовать хвойные деревья и кустарники, так как именно им отводится главная роль зимой.

Надо полностью отказаться от применения растений ядовитых, с шипами, с колючками, с несъедобными плодами.

Растения не должны: содержать в корнях, стеблях, листьях, цветках и плодах ядовитых веществ; выделять в воздух большого количества фитонцитов, эфирных масел, вызывающих отравление и поражение различных органов; вызывать аллергических заболеваний.

Для развития слуховых ощущений используйте водные сооружения, водопады и фонтаны создают упоительную мелодию журчания воды. Выше упомянутые камни создают характерное шуршание. Ароматные растения привлекут насекомых и птиц, которые будут вас развлекать своим пением. Обязательно посадите лиственные растения, дабы слышать шелест их листьев. Создайте специализированные объекты, например, повесьте колокольчики или полые трубочки.

Для создания зрительного эффекта может быть два пути, либо яркий, либо монохромный сад. Для детей или людей со слабым зрением предпочтительнее создать яркий сад, а если вы хотите спокойствия, то выберите второй вариант. Для яркого сады высадите кусты и деревья с яркой листвой, например, тую, пузыреплодник, лещину, спирею, кизильник, среди них есть сорта с различными окрасками листьев. Цветники также помогут внести яркие оттенки.

Для раздражения вкусовых рецепторов посадите съедобные растения. Причем можно сделать грядки разных уровней так, чтобы до них спокойно доставали дети или люди с ограниченными возможностями. Они смогут принять участие в посадке и уходе за растениями, тем самым развивая моторику. Подпишите все растения, сделайте таблички с их описанием, так уход за ними станет еще интереснее.

Сад «четыре сезона»       

Цель этой номинации - создание цветника, который имеет декоративный вид все четыре сезона года. Для решения задачи лучше всего подходит миксбордер, который максимально декоративен в любое время года. Для этого необходимо обеспечить  присутствие в нем хвойных растений, лиственных деревьев и кустарников, многолетних растений и однолетников. Силуэты хвойных растений в зимних композициях становятся, конечно, доминантами.

Присутствие разнообразных хвойных растений в нашем миксбордере поддержат структуру композиции и станут акцентами в зимнее время. Добавят цвета зимой своими ярко-красными побегами и некоторые кустарники, например, дерен. Или выгнутые ветви барбарисов. Зеленый цвет добавить можно самшитами. Чтобы не получился просто набор растений, нужно разместить их в красивой композиции, умело сочетая форму и высоту растений. Несколько пирамидальных туй разной высоты и рядом шаровидные или стелющиеся формы можжевельников и туй. Можно подобрать хвойные растения по оттенкам окраски хвои: голубые ели, горная сосна и золотистые кипорисовики или туи.  Особый шарм  цветнику придают декоративные злаки: манник большой, райграс бульбоносный, мискантус китайский, элимус. Чуть припорошенные снегом, они становятся более выразительными и придадут нашему цветнику своеобразный колорит.

Цветник может быть односторонним или обозреваемым со всех сторон, в зависимости от его расположения и формы. Если цветник расположен вдоль стены или ограды и просматривается с одной стороны, растения должны высаживаться с учетом высоты: на заднем плане самые высокие, на переднем – низкорослые. На фоне стены из кирпича, особенно желто-красного прекрасно смотрятся следующие растения: дерен белый с белоокаймленными листьями, рябина Кене на штамбе, пузыреплодник краснолистный, ель сизая и др. В обозреваемом со всех сторон цветнике самые высокие высаживаются по центру. Границы между высотой различных растений не следует делать слишком резкими, иначе композиция будет выглядеть неестественной.

Миксбордер, расположенный на газоне, должен стать ярким пятном. Для этого желательно его обрамление плитками мощения, кирпичом, цветными отсыпками или песком и даже булыжниками. Малые архитектурные формы придадут нашему уголку определенный мотив: сказочный, игровой, уголок отдыха и т.д. Это могут быть фонтанчики, фонари, красивые скамейки, контейнеры с растениями, фигурки сказочных героев, домики, поилки и кормушки для птиц и другие. Декоративные элементы и малые архитектурные формы можно сделать своими рукам из сена, соломы,  веток, прутьев и другого материала. Это могут быть просто шары разного размера, пирамиды и другие геометрические фигуры.

Основным наполнителем смешанного цветника являются, конечно, многолетники.

Они составляют основу среднего яруса смешанного цветника. Многолетние растения подбираются по срокам цветения. Конец цветения одного вида должен приходиться на начало цветения другого. Три сезона года в цветнике должно прослеживаться непрерывное цветение. Но и здесь нужно создать  цветовую гамму и стиль. Мы можем посадить любой вид смешанного цветника: монохромный, контрастный, оттеночный, пестрый – их названия говорят сами за себя. Чтобы создать профессиональный цветник, нужно иметь представление о цветовой гамме, уметь использовать цветовой круг. Сочетание цветов самых ярких оттенков и пышной зелени – удачное решение при создании сада из многолетников. Разбавляют  или дополняют карсивоцветущие растения среднего яруса можно декоративнолиственными растениями: серебристой цинерарией, бордовыми листьями гейхеры и ирезине. Дополняют  непрерывность цветения летними растениями, подходящими по замыслу цветника.

Форма миксбордера может быть самых замысловатых форм: вытянутых, круглых, расплывчатых. Эффектно смотрятся цветники непрерывного цветения произвольных форм.

После того как определен контур будущего цветника, следует приступать к размещению растений, прежде всего с учетом их высоты. Цветник выглядит гораздо интереснее, если разновысокие растения распределяются так называемыми колеблющимися контурами. При таком размещении высокие растения могут заходить в зону среднерослых, а среднерослые, в свою очередь, выходить на передний план. В этом случае единственное требование к растениям, занимающим не свою высотную нишу, - они должны быть стабильно декоративны.

Группируя растения по высоте, необходимо помнить, что архитектурные, высокорослые с крупными листовыми пластинками обычно высаживают поодиночке или небольшими группами по несколько штук. В то же время растения с четко выраженным вертикальным строением куста (мальва, наперстянка) не следует высаживать единичными экземплярами. При этом следует соблюдать равномерность размещения растений, цветущих в разное время – для сохранения непрерывности цветения, чтобы не получилось, что летом задний план наполнен цветущими растениями, а осенью пустует.

Низкорослые растения переднего края лучше высаживать более плотными группами, при этом чередование культур (повтор) с заданным ритмом значительно упорядочивает структуру цветника.

Для придания саду целостности и объединения растений в единую композицию рекомендуется использовать принцип ритмизации, то есть повторения. Для этого можно выбрать только один вид, или сгруппировать вместе несколько видов и повторять всю группу (при этом допускается увеличивать или уменьшать количество растений в группе при сохранении количества видов), или задать ритм с помощью цветовых пятен (лучше для этого использовать растения малонасыщенных тонов).

Размещая растения на плане, нумеруют отдельные группы и одновременно составляют список используемых растений. Получив примерный план, нужно проанализировать стабильность их декоративности после цветения или во время вегетации и в соответствии с этим увеличить или уменьшить группы отдельных видов.

После составления плана необходимо проанализировать декоративность цветника по сезонам. Для этого на уже разработанный план накладывают кальку, наносят абрис цветочных групп и раскрашивают их в соответствии со сроками цветения. При этом желательно соблюдать цветовую гамму данных растений. Минимально таких рисунков на кальке должно быть три: на весну (середина мая – середина июня),  лето (середина июня – середина августа) и осень (середина августа – начало октября). Желательно также для каждого сезона составить схему расположения растений по высоте, чтобы избежать высотных провалов (например, при размещении растений, у которых после цветения высота значительно изменяется).

Как правило, растения, цветущие весной и в первую половину лета, после цветения теряют свою декоративность. Этот факт необходимо учитывать при размещении растений в миксбордере. Такие культуры лучше всего с учетом высоты размещать в средней и задней части цветника, а культуры второй половины лета и осеннего цветения, наоборот, максимально приближать к переднему плану в соответствии с их высотой.

Увеличить цветовые пятна в весенний период можно за счет луковичных и мелколуковичных культур, которые следует разместить в технологических пространствах между многолетниками в виде лент или небольших групп (по5 – 7 штук).

Часто возникает вопрос о том. Какую площадь необходимо выделить под ту или иную культуру. Общее правило таково: чем больше по площади и протяженности цветник, тем крупнее должны быть цветовые группы, состоящие из основных растений. Считается, что даже в больших миксбордерах площадь, занимаемая отдельными растениями, не должна превышать 3 – 5 м кв.

Иногда в погоне за сохранением непрерывности цветения используется очень много видов. При этом , как правило теряется ощущение целостности цветника. в небольшом цветнике (8 – 10 кв. м) рекомендуется размещать не более 10 видов растений. При этом каждая культура должна быть представлена в таком количестве, чтобы можно было рассмотреть все ее достоинства. В этом случае работает правило: чем растение крупнее, тем меньшим количеством экземпляров оно может быть представлено. Если нет особого замысла (например, если данная культура не является ведущей в цветнике). И наоборот, чем растение меньше, тем больше его экземпляров высаживается. Например, в маленьком цветнике вполне достаточно 2 – 3 кустов пиона, в то же время 2 – 3 кустика примулы просто потеряются в общей массе растений.

В большем по площади цветнике (20 кв.м и более) количество видов может увеличиваться до 20 – 25 и более. Но в этом случае обязательно использование принципа ритмизации. При размещении растений группами в соответствии с общей площадью цветника легко соблюдать принцип контрастности, чередуя растения с определенной формой листовой пластинки или куста, или, наоборот, использовать единообразие их формы соцветия, цветка, листа.

Итак, в нашем цветнике присутствуют хвойные растения, кустарники, деревья. Они держат структуру композиции и являются акцентами в зимнее время. Добавляет цвета зимой дерен своими ярко-красными побегами.

Ранней весной распускаются тюльпаны Грейга, подснежники, пролески, мускари, крокусы, примулы, морозники, нарциссы. Конечно, не все виды растений должны присуствовать в нашем цветнике, а только те, которые нам подходят по замыслу. Появляются первые ярко-оранжевые или желтые листочки у спиреи японской, добавляя яркие краски в весенний цветник.

Летом смешанный цветник приобретает максимальную декоративность. Цветут различные кустарники (лапчатка, некоторые виды спирей, калина, почвопокровные розы и др.), многолетники (очитки, лаванда, колокольчики, лилейники, ирисы, хоста и многие другие). Кроме того, цветут подсаженные летники.

А осенью зацветают многолетние астры, хризантемы. Неплохо подсадить в наш цветник капусту декоративную. Наиболее эффектный вид она приобретает именно осенью и особенно на фоне выпавшего снега.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.